Розетка фаркопа — это специальный разъем с электрическими контактами. Она необходима для подключения прицепа к электрической системе автомобиля. Розетка находится около прицепного устройства, к ней присоединяют соответствующий штекер. Посредством разъема водитель подключает электрику на прицепе и правильно объединяет электрические цепи транспортных средств.
В процессе подключении розетки используют понятие «распиновка». Слово «pin» в переводе с английского означает «ножка» или «вывод». Распиновка — это схема правильного расположения контактов при подключении.
Разъемы бывают нескольких видов. Их конструкция зависит от типа транспортного средства и региона. Основные разновидности розеток:
Рассмотрим каждый вид разъемов и сферу их использования более подробно.
Семиконтактный (европейский)
Это самый простой и распространенный вариант подключения большинства стандартных прицепов. Этот разъем часто устанавливают на российских и европейских автомобилях.
Таблица контактов и сигналов:
№ | Код | Сигнал | Сечение провода |
1 | L | Сигнал левого поворота | 1,5 mm2 |
2 | 54G | 12В, противотуманный фонарь | 1,5 mm2 |
3 | 31 | Земля (масса) | 2,5 mm2 |
4 | R | Сигнал правого поворота | 1,5 mm2 |
5 | 58R | Подсветка номера и правый габарит | 1,5 mm2 |
6 | 54 | Стоп-сигналы | 1,5 mm2 |
7 | 58L | Левый габарит | 1,5 mm2 |
В этих разъемах на приемной и ответной частях есть обе разновидности контактов «папа» и «мама». Благодаря такому устройству практически исключен риск короткого замыкания. Согласно таблице, сечение каждого провода составляет 1,5 mm2 (кроме заземления — 2,5 mm2).
Семиконтактный (американский)
У американского семиконтактного разъема есть контакт заднего хода. Еще одна особенность этого типа розеток – отсутствие деления габаритных сигналов на левый и правый, они объединяются в один. В некоторых разновидностях розеток габаритные огни и стоп-сигналы объединены и представлены одним контактом. Во многих моделях провода отличаются цветом и сечением, что значительно упрощает подключение.
Тринадцатиконтактный
Разъем 13-pin включает 13 контактов. В таких розетках предусмотрены резервные соединения, есть контакты для шин (плюсовой и минусовой), а также возможность подключения дополнительного оборудования (камер заднего вида и т.д.).
Эта схема подключения пользуется популярностью в США и ряде других стран, где многие люди живут в «домах на колесах». Схема рассчитана на большие токи для обеспечения питания электроприборов в передвижном «доме» (аккумулятор и прочие потребители).
Схема тринадцатиконтактной розетки фаркопа:
№ | Цвет | Код | Сигнал |
1 | Желтый | L | Аварийное включение сигнализации и левый сигнал поворота |
2 | Синий | 54G | Противотуманные огни |
3 | Белый | 31 | Земля, минус подключается на кузов |
4 | Зеленый | 4/R | Правый сигнал поворота |
5 | Коричневый | 58R | Подсветка номера, правый габаритный огонь |
6 | Красный | 54 | Стоп-сигналы |
7 | Черный | 58L | Левый габаритный огонь |
8 | Розовый | 8 | Сигнал заднего хода |
9 | Оранжевый | 9 | Провод «плюс» 12В, идет от аккумулятора для питания потребителей при выключенном зажигании |
10 | Серый | 10 | Обеспечивает питание 12В только при включенном зажигании |
11 | Черно-белый | 11 | Минус для питающего контакта 10 |
12 | Сине-белый | 12 | Резервный |
Подключить розетку фаркопа довольно просто. Сначала водитель крепит ее в подрозетник на фаркопе, а затем правильно соединяет контакты с помощью схемы распиновки разъема. Обычно она входит в комплект устройства.
Для работы необходимы такие приспособления и материалы:
Особенности подключения
В автомобилях, которые были выпущены до 2000 года, используются аналоговые схемы управления для задних огней и сигналов. Водители часто испытывают трудности при определении места подключения проводов и делают это наугад. Если транспортное средство имеет цифровое управление электропитанием, то данный способ может вывести из строя электрооборудование.
Соединение проводов напрямую в этом случае не подходит. В результате система с большой долей вероятности выдаст ошибку. Лучший выход из ситуации – применение блока согласования.
Некоторые водители подключают розетку фаркопа самостоятельно. Если вы не уверены, что сделаете все правильно, лучше обратитесь к профессионалам.
Перед подключением нужно проверить места соединения контактов, чтобы исключить переломы, замыкания и трение между элементами. Схема распиновки фаркопа помогает безопасно подключить электрику и обеспечивает правильное функционирование всех сигналов.