При использовании разных типов дополнительного оборудования для транспортных средств, в том числе фаркопа, необходима регистрация. Правила установки фаркопа на легковой автомобиль зависят от производителя и государственных нормативов.
Содержание
- Как оформлять фаркоп
- В каких случаях регистрация не нужна
- Пакет документов
- Что делать, если нет документов на ТСУ
- Наказание за неоформленный фаркоп
Как оформлять фаркоп
Если тягово-сцепное устройство (ТСУ) нужно регистрировать в ГИБДД, владельцу следует:
- Подать заявление на проведение экспертизы автомобиля в отделение ГИБДД. К заявлению надо приложить несколько документов:
- ПТС;
- свидетельство о регистрации ТС;
- документы на фаркоп, которые собственник получил при покупке;
- вместо оригиналов можно предоставить копии от завода-производителя.
- Когда заявление будет рассмотрено, нужно провести техническую экспертизу с последующей выдачей документов о проверке изменений в конструкции машины. Чтобы пройти экспертизу, надо предоставить:
- заявление от собственника с просьбой зарегистрировать внесенные изменения;
- документ о праве собственности, т.е. договор купли-продажи;
- сертификат качества ТСУ;
- декларацию из сервиса, в котором был установлен фаркоп;
- заключение экспертов и диагностическую карту из сервисного центра.
Иногда при покупке машина уже имеет фаркоп. Если прежний собственник установил устройство самостоятельно, а соответствующих документов нет, то до регистрации ТСУ лучше не пользоваться автомобилем. При отказе в регистрации фаркопа его стоит демонтировать.
В каких случаях регистрация не нужна
Все ТС и установленное на них оборудование должны соответствовать постановлениям Технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011. Согласно этому документу, регистрация дополнительных элементов не нужна, если:
- Производитель предусматривает возможность установки фаркопа и отмечает этот пункт в технической документации.
- Фаркоп предназначен для монтажа в автомобиле и прошел проверку соответствия, а у владельца есть подтверждающие документы от изготовителя.
- Дополнительное устройство установлено изготовителем, т.е. внесены серийные изменения.

Пакет документов
По закону автомобилист, который ездит на машине с фаркопом, должен иметь:
- Технические документы на ТС (руководство по эксплуатации) с отметкой об установке дополнительного компонента.
- Документы на фаркоп, которые подтверждают, что конструкция оборудования соответствует модели машины.
- Сертификат о соответствии фаркопа положениям Технического регламента.
Необязательно брать перечисленные документы в каждую поездку. Оформленный инспектором ГИБДД протокол можно оспорить — для этого надо предъявить необходимые бумаги.
Что делать, если нет документов на ТСУ
Чтобы облегчить получение и оформление документов на фаркоп, нужно связаться с производителем одним из способов:
- Обратиться к официальному представителю производителя, который находится на территории населенного пункта, где проживает собственник.
- Оставить запрос на официальном сайте изготовителя. Для этого надо заполнить электронную форму.
- Направить заказное письмо с обращением в произвольной форме на адрес производителя.
В ответ завод-изготовитель направит копии документов. Если фаркоп был установлен самостоятельно или у собственника не получается восстановить бумаги, есть два пути решения проблемы. Первый — зарегистрировать фаркоп в ГИБДД. Второй — купить новое устройство вместе с комплектом документов.
Наказание за неоформленный фаркоп
В каких случаях сотрудник ГИБДД может назначить штраф:
- ТСУ сломано или на автомобиле установлен фаркоп нестандартного образца.
- Устройство перекрывает оптику или регистрационный номер.
- Фаркоп установлен неправильно — в неположенном месте или некорректным способом.
Если не получится получить одобрение на использование фаркопа, нужно потребовать у представителя ГИБДД письменное объяснение. Далее следует отправить жалобу на имя руководителя этого сотрудника.
1 статья 12.5 КоАП предусматривает ответственность в виде штрафа в размере 500 р. Важно своевременно зарегистрировать фаркоп и оформить документы, чтобы не создавать опасных ситуаций на дороге.
При покупке дополнительного оборудования важно отследить наличие документов. Обязательно должен быть техпаспорт и сертификат соответствия. На некоторые модели устанавливать ТСУ нельзя. Также нельзя узаконить эксплуатацию фаркопа недопустимого размера или с неправильными техническими характеристиками. Крепежное устройство не должно препятствовать движению или заслонять регистрационный знак.